На главную

"Танец Гауранги" Кришнадас Кавирадж


Глава четвертая. Встреча с буддистами
(Отрывки из 9-й главы мадхья-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты»)

Встреча с буддистами Господа Шри Кришны Чай-таньи Махапрабху


Атеисты все собрались, чтоб поговорить
С Господом, своих учений развивая нить,
Слава ведь о Гауранге быстро разнеслась,
Был великим он ученым, и они в тот раз
В гордости своей надменной все туда пришли,
И ученики стояли с ними, вместе, чуть вдали...
Был наставник у буддистов там один, и он
Перед Господом свой начал излагать закон,
Свои девять положений – все их изложил
(Доказать он их пытался, не жалея сил).
И хотя вайшнав обычно не заговорит,
Не посмотрит на буддистов, но их гордый вид...
Наш Господь решил их гордость полностью разбить,
Их же логики пред ними развивая нить.
Значит так, буддистский гуру начал перед ним
Излагать свои законы, но Господь как дым
Все их полностью развеял, полностью разбил
Логикой своей железной, – все, не тратя сил.
Все великие пандиты проиграли спор,
Люди начали смеяться – вот какой позор!
Стыдно сделалось буддистам, страх закрался к ним:
«Как же мы с вайшнавом этим справимся одним?»
В дом они вошли и стали это обсуждать,
И придумали: «Прасада надо ему дать...
Назовем маха-прасадом пищу эту мы!
Пищу, что была нечистой, пищу в гуне тьмы».
Так и сделали, с подносом подошли к нему,
И сказали: «Это было Богу твоему
Все предложено, Ты можешь смело это есть...»
Столько блюд там было разных, всех не перечесть!
Вдруг над ними тень взметнулась: птица, что была
Очень сильной и огромной, сверху, как стрела
На буддистов опустилась и, схватив поднос,
Вверх пошла, столь необычно разрешив вопрос.
Пища эта на буддистов вся упала, их
Осквернила она сильно – только их, одних,
А поднос – на их ачарью главного упал,
Голову ему поранив, – зазвенел металл!
Без сознания на землю повалился он,
Крики поднялись и вопли, шёл за стоном стон,
Закричали в один голос все ученики,
Что пришли сюда с буддистом: «О, как далеки
Были мы тогда от света! О, спаси нас, Бог!
Ты ведь – сам Господь, и только ты спасти б нас мог!
Твоя милость безгранична, просим мы о ней,
Оживет пусть наш учитель, оживет скорей!»
Им Господь сказал: «Все вместе пойте: «Кришна, Рам,
О Хари, Господь Верховный, чем тебе воздам?»
А теперь все вместе, громко, на ухо ему
Имя Кришны вы пропойте, – гуру своему».
Сделали они как надо, всё, что им сказал
Наш Господь – и их наставник подниматься стал!
Закричал он сразу, громко: «О Господь, Хари!
Был я глуп, теперь же милость ты мне подари!»
Обратился с этой просьбой к Гауранге он,
Каждый был при этом очень сильно удивлён!
Вот как пошутил когда-то Шачи-маты сын,
А потом исчез он быстро, сразу, без причин.
                          ____


Неграмотный брахман

Жил брахман в Шри Ранга-кшетре истинный, он был
Преданным, служившим Богу, не жалея сил,
Приходил он в храм Шри Вишну каждый день и там
Гиту он читал, от счастья волю дав слезам.
Восемнадцать глав – все сразу прочитать он мог,
Пробегая своим взглядом по узору строк,
Забывал весь мир от счастья в это время он,
Лишь в поэзию Шри Гиты сердцем погружен.
Но неправильно читал он многие слова,
Люди все над ним смеялись, выслушав едва,
Кто-то мог его при этом даже оскорбить,
Говоря: «Утратил смысла ты благую нить,
Ничего не понимаешь в этой книге ты…»
Но читал он, погрузившись в море красоты,
А насмешки, оскорбленья, – он не слышал их,
Погружаясь безраздельно в каждый новый стих,
Забывая всё от счастья, – градом лился пот,
Слезы шли, тряслось всё тело в час прекрасный тот.
Наш Господь, его увидев, тоже счастлив стал:
«Вот каким эмоций в сердце может быть накал!»
И затем спросил Господь наш так его: «О друг,
Вижу я, не выпускаешь Гиты ты из рук,
Объясни мне, какой смысл видишь ты в словах,
Что тебя здесь заставляет позабыть про страх
Перед колкостью насмешек этих всех людей…»
Говорит брахман: «Читаю я уж много дней
Эту книгу, хоть и смысл мне не ясен слов,
Ведь грамматики не знаю даже я основ,
Никогда санскрит я даже не пытался изучать,
Но читаю я Шри Гиту, – снова и опять,
Так учитель мой когда-то попросил меня,
Вижу я, как едут кони, сбруею звеня,
И на колеснице у Арджуны там стоит
Сам Шри Кришна, – о прекрасный, незабвенный вид!
Колесничим стал Арджуны сам Верховный Бог,
И Арджуне преподал он сладостный урок,
Ради его блага Гиту там пропел Господь,
Вижу это я, и радость мне не побороть!
Лишь читать начну я Гиту, сразу предо мной
Появляется тот образ – самый дорогой,
Вот поэтому без Гиты не могу я жить…»
Наш Господь сказал: «Да, выше и не может быть
Понимания Шри Гиты, суть постиг всю ты,
Погрузившись безраздельно в море красоты,
Суть, брахман, тебе открыта лучшей из всех книг,
И лишь счастье окружает тебя каждый миг!»
Так сказав, Господь брахмана обнимать вдруг стал,
А брахман к стопам Чайтаньи с радостью припал,
И, в слезах, молитвы начал возносить ему:
«О Господь, ты всю рассеял в моем сердце тьму,
И в два раза интенсивней радость низошла
На меня, кто здесь постигнет все твои дела?
Ты – Верховный Господь Кришна, тот же самый Бог,
Вот что я сейчас понять вдруг в своем сердце смог!»
Кришна в сердце у брахмана жил уже давно,
И поэтому брахману было здесь дано
Истину о Шри Чайтанье полностью понять,
Получить он смог в то время эту благодать,
Но Господь наш тогда сразу так сказал ему:
«Я прошу, не говори об этом никому!»
И четыре брахман этот месяца потом
Господу служил Чайтанье, – с верой, день за днем!
                    _____

Встреча с Господом Шивой

Наш Господь пришел в Шри Шайлу, лучшее из мест,
Много храмов бесподобных там стоит окрест,
Шива как брахман сидел там со своей женой,
Думая: «Придет к нам скоро Бог наш дорогой!»
И пришел он, что за радость посетила их,
Сразу же огонь разлуки в их сердцах утих,
На три дня остался с ними наш Господь тогда,
Словно гость, на все их просьбы отвечая: «Да!»
Шива с Дургой предлагали пищу ему там,
В радости гостеприимным волю дав словам,
И потом, уединившись, долго с ним они
Тайную вели беседу в сладостной тени.
В город Камакоштхи после наш Господь пошел,
Избавляя по дороге всех от страшных зол!
                      _____

Несчастный брахман 

После – в Южную Матхуру он пришел, и там
Посетил великолепный Рамешвара храм,
Там брахман один смиренно в это время жил,
На служение Шри Раме свой направив пыл.
И брахман тот обратился к Господу тогда:
«Можно пригласить тебя мне?» И ответ был: «Да!
Но сначала в Крита-мале я омоюсь и потом
На обед приду в твой тихий и смиренный дом».
Значит так, Господь приходит в дом его, но вот
Нет обеда там, хоть полдень уже настает!
Тот брахман не приготовил пищу, как же так?
Видно, кроется какой-то в этом важный знак.
Наш Господь сказал: «Послушай, что случилось, друг?
Может, тебе стало плохо, мой развей испуг,
Время уж обедать, только где же твой обед?»
Говорит брахман: «Лакшмана еще дома нет!
Мы в лесу живем, так знай же, скоро принесет
Он сюда плодов из леса, – свой всему черед,
Ну а Сита приготовит пищу нам затем…»
Был доволен Шри Чайтанья дел теченьем всем,
Поклонение какое! Тот брахман потом
Быстро пищу приготовил, с мыслью об одном,
О Шри Раме, и Чайтанья в три часа лишь смог
Пообедать, – это крайний для обеда срок.
Но в чем дело? Как печально тот брахман сидит,
Не поев, и как тревожит гостя его вид!
Наш Господь сказал: «Послушай, ты совсем не ел,
И сидишь ты, когда в доме еще столько дел,
Сокрушаешься ты сильно, но скажи, о чем?»
Говорит брахман: «Все мысли, ночью или днем
Направляю я теперь лишь только на одно:
Умереть хочу я, знай же, о мой гость, давно,
Мне в огонь войти осталось, или в воду, чтобы так
Жизнь разрушить, что приносит лишь печали мрак!
Мама Сита, мать вселенной, лучшая из всех,
Незабвенная Богиня, что дает успех, – 
Равана ее похитил, сумрачный ракшас,
Вот о чем я сокрушаюсь каждый день и час,
Каждую минуту, жить зачем, скажи, гость, мне?
Я горю в страданий этих день и ночь огне!»
Наш Господь сказал: «Что это говоришь ты здесь,
Вообще не понимая ход событий весь,
Ты – ученый, но не знаешь ты простых вещей:
Мама Сита вся духовна в красоте своей,
Чувства неспособны наши это ощутить,
Демон прикоснулся к Сите? Нет, не может быть!
Он увидеть неспособен даже ее был,
А ты говоришь: «Коснулся, злобных полон сил!»
Нет, он майю лишь похитил, только и всего,
Форму ложную, Господь наш обманул его!
Дух материя не может даже ощутить,
В этом – высших заключений золотая нить,
Веды и Пураны нам об этом говорят,
Ты же отвращаешь, видно, от писаний взгляд,
А иначе ты бы понял всё уже давно…»
Говорит брахман: «О гость мой, я скажу одно:
Как я рад, что ты сегодня это мне сказал,
Ведь в душе моей страданий сильным был накал,
Но теперь одна лишь радость в сердце у меня,
Жил до этого я, друг мой, жизнь свою кляня,
Но теперь всё изменилось, пищу я приму,
Ведь слова твои всю в сердце разогнали тьму!»
                         ____

Посещение Сетубандхи


После в Сетубандху наш Господь пришел и там
Посетил он Рамешвара очень древний храм,
(Это – божество Шри Шивы, когда Раме он
Поклонялся, в его игры сердцем погружен).
В Дханус-тиртхе он омылся, – в лучшей из всех рек,
Сквозь пески она свой мощный устремляет бег
К океану, и лишь после в храм вошел Господь,
Был он радость неспособен в сердце побороть,
И в том месте он остался, чтобы отдохнуть,
Ведь через пески нелегким был до храма путь!
Храм Шри Рамешвара, Шивы… Преданные там
Из Пуран стихи читали, – громко, на весь храм,
Есть Пурана одна – Курма, место одно в ней
Говорит о женах, лучших в чистоте своей.
Среди них и мама Сита – лучшая из всех,
Каждого, кто ее славит, будет ждать успех,
Сита, мать вселенной, Рамы чистая жена,
К Раване не приближалась никогда она,
Было это так: как только демон к ней пришел
(Совершить ему хотелось худшее из зол,
Мать вселенной он похитить захотел тогда),
Сита спрятаться сумела, – сразу, без труда,
В лепестках огня сокрылась лучшая из жен,
Демон же взял «Майя-Ситу», – как же он смешон!
Взял иллюзию тот демон, только и всего,
Обмануть способна Майя всех до одного,
Чтобы Господу вселенной этим послужить,
Но продолжим мы рассказа золотую нить,
Бог огня взял маму Ситу и скорей унес
К Парвати, супруге Шивы, в сад цветущих роз,
Ну а демон был обманут, Майю лишь он смог
Получить в обличье Ситы, – на короткий срок!
Наш Господь доволен очень этим был стихом…
Когда Рама, постоянно думая о том,
Как спасти свою супругу, Равану настиг
И – убил его, конечно, за один лишь миг,
Мамы Ситы он проверить чистоту решил,
Вот огонь уже пылает, диких полон сил,
Майя-Сита в него входит, всё, уже вошла,
Но – о чудо! – как внезапно вся исчезла мгла!
Это мама Сита вышла из огня потом,
И стоит она смиренно, здесь, перед огнем,
А иллюзия исчезла… Объяснить всё как?
В этом – чистоты Шри Ситы проявился знак,
Рамачандра ощутил вдруг радость без границ,
И кругом счастливых было очень много лиц!
Наш Господь, услышав это, всё забыл совсем,
Ведь истории о Боге – лучшая из тем,
Это лучшее, о чем нам можно говорить,
Но затем брахмана вспомнил он: «О, как с ним быть?
Ведь страдает он, не зная этих сладких шлок,
Надо, чтоб и он счастливым стать сегодня смог!»
Попросил Господь наш в храме лист из книги той,
Заменив его на новый, – собственной рукой!
Взяв же старый лист, к брахману сразу он пошел,
В Южную Матхуру, чтоб спасти его от зол,
Чтоб спасти его от страшной, сумрачной тоски,
Вот зажглись в глазах брахмана счастья огоньки,
Лист он получил заветный из прекрасных рук
Господа Чайтаньи – вмиг забыв про столько мук!
    
Далее следует стих из Курма-пураны:

Бог огня, по просьбе Ситы, «тень» от Ситы произвел,
И тень эту грозный Раван захватил, источник зол!
Десятиголовый демон… Ну а бог огня тогда
Ситу перенес в свой город, ее спрятав без труда.
После же, когда Шри Рама Ситу испытать решил,
Тень вошла в огонь, а Сита вышла, в блеске юных сил.


Тот брахман, увидев этот дорогой листок,
Ничего с собой поделать от любви не мог,
Счастье наполняло сердце всё его и он
Вдруг припал к стопам Чайтаньи, в радость погружен.
Он сказал (как слезы лились у него из глаз!):
«Ты Господь, Шри Рамачандра, понял я сейчас!
Как санньяси, ты явился в дом мой, чтобы здесь
Снять с меня груз всех печалей, совершенно весь!
Так прошу тебя, останься в доме у меня,
Жил я раньше, постоянно жизнь свою кляня,
И поэтому в тот раз я, Бог мой, не сумел
Накормить тебя, как надо, – среди этих дел.
Но теперь ты вновь явился в домик мой простой,
И я сразу распростился с сумрачной тоской!»
Так сказав, брахман готовить пищу стал затем,
Всё забыв тогда от счастья, всё забыв совсем!
Предложил великолепный гостю он обед…
Так Господь его избавил от ужасных бед.
                 _____


Похищение слуги


С Господом Чайтаньей был тогда один брахман,
Кришнадас, в пути он встретил множество цыган,
И цыгане показали женщину ему,
Прогрузив его сознанье в вожделенья тьму.
Встал он утром и в их табор вдруг пошел скорей,
Чтобы навсегда остаться среди тех людей.
Наш Господь, узнав об этом, поспешил туда,
Ведь случилась с Кришнадасом страшная беда!
Значит так, пришел он в табор и сказал затем:
«Вы – монахи, только вас я не пойму совсем,
Почему вы Кришнадаса держите в плену,
За одну всего ошибку, только за одну!»
Тут цыгане повставали со своих все мест,
Только крики и угрозы слышатся окрест,
У цыган в руках сверкают грозные мечи,
Говорят они: «Санньяси, лучше помолчи,
А не то тебя убьем мы прямо здесь, сейчас,
Будешь знать, как наших пленных уводить от нас!»
Вдруг – о чудо! – их оружье, выскользнув из рук,
Начало чертить над ними страшный, грозный круг,
И – посыпались удары на тела цыган,
Убежали все, и так вот был спасен брахман.
                   _____


Встреча с настоятелем храма в Удупи


В монастырь Шри Мадхвачарьи наш пришел Господь,
Радость в сердце был не в силах он там побороть,
Ведь увидел он Шри Кришны в храме божество,
И – немедленно склонился возле стоп его.
Монастырь стоит в Удупи, «Таттвавади» в нем
Обсуждают только «таттву» – ночью или днем,
Таттва – это свет писаний, заключений свет,
Истины другой на свете не было и нет
(Так считают таттвавади, Мадхвачарья им
Дал вот эти наставленья, только им одним!)
Значит так, живет в том храме Нартака-Гопал,
Сам Господь, что указанье Мадхвачарье дал
Вытащить его из глины, глины, что везли
Люди по реке на лодке, вставшей на мели.
Сам Гопал пред ним явился ночью и во сне
Указанье дал вот это: «Храм построй ты мне!»
Так в Удупи появился этот светлый храм,
Нартака*-Гопал танцует постоянно там.
   
   ______
  *Примечание. Слово «Нартака» значит «танцующий»,
  Танцующий Гопал – божество храма монастыря Мадхвачарьи в Удупи.
   _______

Наш Господь встал в этом храме перед божеством,
Мысли в его сердце были только об одном:
«Что за радость, я Шри Кришну здесь увидеть смог!»
Всё забыл Господь Чайтанья на какой-то срок,
Стал он петь, кричать, смеяться, плакать, танцевать,
Повторяя имя Кришны, – снова и опять,
Всё забыл Господь Чайтанья от любви своей,
Ведь он шел сюда, к Гопалу, очень много дней!
Таттвавади поначалу думали, что он – 
Имперсоналист, а в храме есть у них закон:
С Майавади не общаться никогда, нигде,
(Может встреча с Майавади привести к беде,
Осознание Брахмана – преданному яд),
Но потом они, увидев, как Господь был рад
Здесь стоять, перед Гопалом, как он танцевал,
Поняли: чувств в его сердце сильным был накал,
Это значит, что гость этот – истинный вайшнав,
(Ходит он по миру, сердце Господу предав).
Стали все они почтенье выражать ему:
«О Господь, в сердцах ты наших разогнал всю тьму,
Здесь останься, в нашем храме, отдохни чуть-чуть,
И потом опять ты сможешь свой продолжить путь».
Шри Чайтанья сразу понял – гордость в них живет,
Ведь служили они Вишну уж не первый год,
Лучшими себя считая, лучшими из всех,
Ну а гордость, как известно, величайший грех,
«Значит, должен я, – решил он, – им сейчас помочь».
Вот нисходит постепенно на Удупи ночь,
Наш Господь остался в храме, главный с ним монах
Говорит о самых разных храмовых делах,
Тот монах – большой ученый, знает шастры он,
Постоянно в изученье их он погружен,
Наш Господь к нему смиренно обратился так:
«Ты учености великой высший носишь знак,
Так прошу тебя, на этот мой вопрос ответь,
Чтоб сомненья не терзали мою душу впредь!
Что такое цель и средство, чтоб достичь ее,
Ведь сомнения вонзают свое острие
В мое сердце постоянно, так ответь ты мне,
А не то – сгорю в незнанья страшном я огне!»
Тот монах сказал: «Четыре есть уклада, в них
Человек всегда жить должен, только в них одних,
Никогда не оставляя образ жизни тот,
А плоды все пусть он Кришне только отдает,
Всё, что получаешь, Кришне посвящай всегда,
Это – средство, что позволит всем нам без труда
Обрести освобожденье, вид его любой
Из пяти, и все вернемся мы тогда домой,
На Вайкунтху, в мир духовный, в лучший из миров,
Ты постигнешь суть писаний из вот этих слов…»
Наш Господь сказал: «Но как же, шастры говорят:
Слушанье и воспеванье – нет их выше, брат –
Только это средство может привести нас всех
К сладости служенья Богу – сразу, без помех,
Это – высшая из целей, что же ты мне здесь
Говоришь, смысл книг священных искажая весь?
Чистая любовь к Шри Крншне, преданность ему
И служение – лишь это всю разгонит тьму!»
                  ***
Выслушав слова вот эти, сразу же монах
В сердце ощутил какой-то безотчетный страх,
Ощутил он сразу робость и какой-то стыд,
Ведь он был санньяси этим полностью разбит.
Понял он: «В наш храм явился истинный вайшнав,
Удивительно! Хоть в этом я сегодня прав!»
После он сказал: «Послушай, гость наш дорогой,
Соглашаюсь я, конечно, полностью с тобой,
Все слова твои – писаний отражают суть,
И явил ты нам сегодня настоящий путь!
По традиции я только следовал тому,
Что сказал тебе, но, к счастью, ты рассеял тьму!
Сам ведь Мадхавачарья это дал когда-то нам,
Но теперь внимать я буду лишь твоим словам!»
Наш Господь сказал: «Кто действий хочет вкусить плод,
Или плод познаний, – в нем любовь не расцветет,
Чистая любовь к Шри Кришне, – видел я в вас знак
Этих двух стремлений, и решил рассеять мрак.
Но хорошее одно есть качество у вас:
Кришне вы служить стремитесь каждый день и час,
Верите вы в форму Бога, в истинность ее,
В то, что он один хранит лишь это бытие,
Он, а не Брахман, не этот запредельный свет,
Где ни форм, ни устремлений, ни желаний нет!»
Так разбил Господь наш гордость у монахов тех,
А потом продолжил путь свой, – снова, без помех!
                       _____


"Танец Гауранги" Кришнадас Кавирадж

На главную

©Copyright: Шурыгин Олег(shu127@yandex.ru)



Рейтинг@Mail.ru


Хостинг от uCoz