На главную

Сны Кербелы. Рокея Хуссейна Бегум

Скромные бенгальцы

Перевод с бенгальского

Мы – бенгальцы, простые, тихие люди. Уже с одним словом «бенгалец» ассоциируется какое-то спокойствие, нежность и простота. Но что это? Откуда взялась эта красота? Нежность цветка, сладостный свет Луны, обворожительный, чарующий вкус меда, благоухание цветов ютхика, безмятежность сна, неколебимость Гималайских гор, вкус свежего масла, которое так и тает во рту, и успокоительное журчание воды – все красоты вселенной, слившись воедино, вся ее нежность проявилась здесь, в нашей стране, в одном только названии нашей родины, которое столь же сладостно, сколь размеренны и неторопливы движения населяющих Бенгалию людей.
 
   Мы – воплощаем собой поэзию. Если Индию сравнивать с великолепным дворцом, входящим в архитектурный ансамбль английской империи, то Бенгалия – его приемная зала, а бенгальцы – распорядители церемоний! Если Индию сравнивать с огромным озером, то бенгальцы станут украшающими его лотосами. Если Индия будет романом, то бенгальский народ – его главным героем. Среди всех народов Индии бенгальцы – самый достойный народ. Ведь неспроста мы олицетворяем собой поэзию.

А наша кухня! Хорошо приготовленная зелень или – уха из мелких рыбешек с хреном – как же это всё вкусно! А молоко, йогурт, масло, сливки, сметана и разные сладости, такие, как расагула и сандеш – что может быть слаще и приятнее для языка! Теперь поговорим о фруктах. Лучшие фрукты нашей земли – манго и плоды хлебного дерева – как же сладки и сочны эти плоды! Поэтому все продукты Бенгалии отличаются тремя свойствами: необыкновенным вкусом, сладостью и обилием сока.

И какова пища – таковы и люди. У всех бенгальцев сильные, бодрые и здоровые тела, столь же крепкие, как ядреная репа. Как свежие сливки отличаются какой-то нежностью и податливой, тягучей густотой, так наши сердца отличаются мягкостью и граничащей с нерешительностью добротой. Красота тел доминирует над их силой.
Теперь поговорим о нашей одежде.

Кожа на наших телах своей нежностью напоминает только что взбитые сливки, она так и сверкает от умастившего ее масла. Поэтому наши одежды прозрачны и очень тонки. В основном они состоят из шелковых или хлопковых национальных костюмов (дхоти) и шерстяного одеяла (чадра). Всё для того, чтобы не препятствовать свободной циркуляции воздуха вокруг наших тел. Хотя, надо сказать, иногда, следуя правилам общественного приличия, наши мужчины надевают рубашки и брюки. Но тут ничего не поделать, такова жизнь! Но вторая – прекрасная – половина общества, золотистые обворожительные феи никогда, следуя моде, не наденут кургузые наряды (жакеты и т.д.) английских женщин. Наши девушки, такие юные, такие красивые и такие скромные, как только что распустившиеся цветы, будут носить только воздушные сари! Поэтому всё, что используют бенгальцы, является красивым, доступным и очень удобным.

Можно ли описать все благоприятные качества бенгальцев? Вряд ли. Думаю, на это не хватит бумаги, возможностей и даже чернил. Поэтому сейчас я вкратце расскажу только о нескольких самых основных достоинствах нашего народа.

Есть два общепринятых способа зарабатывать деньги: торговля и сельское хозяйство. Причем торговля является нашим основным родом занятий. Но тут есть одна особенность. Мы не стремимся, как герои арабских сказок, пускаться во все тяжкие на утлом челноке нашего бизнеса по бескрайним просторам рискованных махинаций, подвергая себя опасности погрузиться в пучину безнадежно-потерянных дел. Нет, нас устраивает что-то более спокойное и по возможности необременительное. Мы стремимся избегать сопряженных с торговлей очень трудных рутинных дел. Поэтому мы не торгуем товарами общего потребления, в наших магазинах вы найдете только предметы роскоши, такие, как самые разнообразные благовония и масла, редкие лекарства и целительные бальзамы, золотые украшения, может быть, какая-то более дешевая бижутерия, пуговицы и т.д. Мы обычно занимаемся только этим. То есть, такая торговля идет неспешно и совсем необременительно. Хотя чистое золото и какие-то по-настоящему достойные вещи вы у нас вряд ли найдете. Причина: нехватка денег. Да и кто, если честно, сейчас в торговле может обходиться без подделок?

Если кто-то в поте лица торгует «маслом для пышных волос», мы выставляем «бальзамы для лысой головы». Если кто-то увеличивает продажи средства по уходу за темными волосами, мы выставляем  средство по уходу за светлыми. В общем, сплошной эксклюзив! Есть на рынке приспособление для завивки волос? Мы предлагаем устройство для завивки каждого волоска. Средство от солнечного удара? Не держим, зато у нас есть хорошая мазь для повышения температуры ваших мозгов! Одним словом, в наших лавках вы найдете все ненужные или не совсем внушающие доверие товары. Но рисом бенгалец никогда не захочет торговать. Почему? Слишком хлопотное и утомительное занятие.

А вот еще один излюбленный вид торговли, процветающий среди бенгальцев. Я имею в виду продажу своих собственных дипломов. При этом продавца обычно называют «жених», а покупателя – «будущий тесть». И какова цена такого диплома? Ни много, ни мало – «полцарства и – целая принцесса». Какие же дипломы обычно выставляются на продажу? Свидетельство магистра искусств, честно заработанное в университете? Ну что вы! Всё гораздо проще. Но цена такого диплома – настоящая принцесса и, зачастую, целое царство! Вот и получается, что ленивые, ветреные, изнеженные и слабосильные бенгальцы, немного поразмыслив, вместо утомительной работы предпочитают доставать деньги другими способами, а именно: беззастенчиво грабить старого дурака тестя!

Но поговорим теперь о сельском хозяйстве. Занимаясь сельским хозяйством, можно получить много риса. Можно-то можно, но мы вместо сельского хозяйства предпочитаем развивать свои мозги. Иными словами, вместо того, чтобы в поте лица пахать землю, мы предпочитаем зарабатывать на жизнь различными словесными ухищрениями. Нам не хочется перенимать опыт выращивания сельскохозяйственных культур, мы лучше закончим еще один университет! И пусть это будет не сельскохозяйственное, а юридическое отделение! Ведь гораздо приятнее, вместо того, чтобы  бегать с зонтиком в руках по полям в летний зной, изучая различные методы выращивания какой-нибудь пшеницы, сидеть развалясь в уютном прохладном кабинете и создавать отчетность о количестве голодающих людей. Зачем выращивать какую-то пшеницу? Лучше подумать, как заработать денег! Будут деньги – будет и хлеб. И что нам до бедных, несчастных, голодающий людей? Пусть они умирают с голоду – нам-то что?

А вот еще несколько вещей, которые любят делать бенгальцы:
 1. Не имея царства, называть себя царем.
2. Вместо изучения ремесел – изучать науки.
3. Вместо того, чтобы отдавать деньги и силы на благо своей страны, тратить огромные средства на получение ничего не значащих титулов типа «великий человек» и «создатель общественного благоденствия»
4. Не обращая внимания на страдания своих бедняков, погружаться в «неизбывную скорбь» по поводу смерти какого-нибудь известного деятеля другой страны.
5. Вместо упорного труда на благо родины – просить денег у доброго американского дяди.
6. Вместо того, чтобы самому заботиться о своем здоровье, отдавать свою жизнь в руки врачей и подрывать свои силы различными лекарствами.
7. Вместо того, чтобы увеличивать свою красоту здоровым образом жизни, думать, что этого можно достичь, нанося на свои отцветающие щеки различные масла и притирания!
и 8. Получив от кого-то по физиономии, вместо незамедлительного ответа ударом на удар – подавать на обидчика в суд за оскорбление действием.

А вот еще кое-что. Мы олицетворяем собою лень – и дальше всех в этом зашли наши женщины. Многим мужчинам хотелось, чтобы их жены собственноручно готовили им пищу. Но в конце концов им пришлось отступиться со словами: «Если мы не выносим жар печи в летний зной, то что говорить о наших лучших половинах? Ведь наши тела так изнежены – а тела наших женщин изнежены еще больше! Если мужчину называют читателем, то женщину – читательницей, если мужчина писатель, то женщина – писательница, но если мы не хотим становиться поварами, то как можно этого требовать от женщин, называя их поварихами? Ведь того, кто попытается заставить несчастную фею готовить себе еду, неизбежно ждут три наказания: ему предстоит какое-то время погореть в неугасимом огне страданий, затем –  довольно сильно поголодать и, в конце концов, навсегда отказаться от этой глупой затеи!

Мы все являемся поэтами, причем в нашей поэзии доминируют лирические ноты. И женщины увлекаются поэзией гораздо больше мужчин. Это они без всякой причины вместе со стихами могут изливать бесконечные потоки слез. А садясь за прозу… Разве мы оставим без внимания хоть одну мелочь? «Сломанный подсвечник», «рваное одеяло», «старые сандалии» - в ход пойдет буквально всё. При этом мы снова и снова пытаемся создавать новые слова. Например: «очень бело-голубое небо», «слезо-алмазные глаза» и многое другое. В наше время вся Бенгалия постепенно исчезает в потоках изливающихся со страниц женских жалостливых поэм безгранично-обильных слез! Вот уж воистину: в душе каждого бенгальца живет поэт.
Но довольно этих самовосхвалений. Здесь можно остановиться*.
                            _____

______
*  Статья «Скромные бенгальцы» была написана в прошедшем 1910 году. К счастью, в этом году бенгальцы тоже не отличились особой наглостью. Но за последние пять лет в жизни общества произошли такие серьезные изменения, что  – кто знает? – быть может, по милости Всевышнего мы станем очень решительной нацией? (Примечание Рокеи Бегум).
___________



Сны Кербелы. Рокея Хуссейна Бегум

На главную

©Copyright: Шурыгин Олег(shu127@yandex.ru)



Рейтинг@Mail.ru

Хостинг от uCoz