На главную

"Баловень богатого дома" Пьяричанд Митра



Глава восьмая, часть вторая

В доме в Байдьябате люди беспокоятся о Бабураме

В доме в Байдьябате царила очень напряженная атмосфера: оркестр традиционных духовых инструментов постоянно играл: дхан-дхан-гуда гуда дхан-дхан-гуда. Но вот дирижер немного приглушил игру своего оркестра и затянул жалостливую песню на утреннюю мелодию. В зале в это время совершался обряд низведения благополучия на Матилала. У одной стены исполнялись гимны богине Чанди, у другой – готовилась особая смесь из земли со дна Ганги, необходимая для поклонения Господу Шиве. А посередине – брахманы поклонялись шаларгам-шиле (священный камень, представляющий собою инкарнацию Господа Вишну, - прим. переводчика), предлагая ему листики Туласи. Брахманы - некоторые сидели в глубокомысленных позах (рука к голове), погрузившись в очень серьезные размышления, тогда как другие тихо переговаривались между собой: «Теперь всем стало понятно, что мы – настоящие брахманы! Ведь Матилал уже освободился из заключения и сам Хозяин ушел вместе с ним подальше от участка! Но если они уже сели в лодку… эх, лодка непременно попадет в шторм и потонет, сомневаться в этом не приходится! Если это произойдет – всё пропало! Тогда будем прославлять Господа Кришну! Эй, Чхота бабу, нет смысла сейчас обсуждать, что там случится! Сядь на место! Понятно одно – пункт о нашем вознаграждении внезапно потерял свою актуальность!» Тут один из брахманов начал с большой горячностью говорить: «Эй! О чем вы беспокоитесь? Моё вознаграждение от меня не уйдет! Мы еще пощиплем травки! Как ни крути – всё не так-то плохо. Если Хозяин отдаст Богу душу – будет пышная церемония похорон, если благополучно состарится – то еще накуролесит со своими немалыми деньгами, так, что чертям станет тошно!» Еще один брахман сказал: «О братья! Подумаешь, росли баклажаны на поле, теперь будет расти редиска! Я же хочу только одного – какая разница, какая картина будет прикрывать дырку в стене* – чтобы всегда мы что-то получали и что-то ели, разве можно ощущать жажду во время дождя?»

(Примечание переводчика: здесь идет целый поток бенгальских пословиц, я пытаюсь подбирать им русские эквиваленты, например, пословица с картинами буквально звучит так: и дыра в стене может сойти за символ богини благополучия Васудхары).

Жена Бубурама Бабу – очень преданная своему мужу женщина. Сразу же после отъезда Бабурама она перестала есть и пить, лишившись, в конце концов, почти всех сил. С веранды ее дома была видна Ганга, поэтому она всю ночь просидела на веранде. Когда ночью задул сильный ветер, она, вся съежившись, осталась сидеть на ветру. А какая тогда поднялась буря! От одного взгляда на улицу холодело сердце! То и дело слышались раскаты грома. Женщина в огромном смятении стала взывать к Верховному Господу. Вдруг она, услышав какой-то приглушенный удар, сразу же в волнении вскочила со своего места и стала пристально всматриваться вдаль. А там, в дали, она увидела какой-то мерцающий огонек. Жена Бабурама подумала: «Это – фонарь небольшого судна» - вдруг, через несколько минут, лодка выплыла из темноты. Женщина поняла: «Лодка собирается причалить!» Но причалить судну не удавалось, снова и снова оно подплывало к берегу, и безысходная тоска острой стрелой пробивала сердце женщины. Ночь близилась к концу. Непогода постепенно стихала. После страшной бури неотвратимо воцарялась благотворная тишина. В небе заблестели звезды. Казалось, что отражение луны радостно танцует на водах Ганги, а вся земля наполнилась такой тишиной, что можно было услышать шорох листьев на пальмах. От такой картины в сердце пробуждались разнообразные ощущения. Женщина осмотрелась по сторонам и в большом смятении стала произносить такие слова: «О Господь! Кажется, я никогда не совершала ничего плохого, никаких грехов, так за что же ты заставляешь меня вкусить горькую долю вдовы? Я не хочу богатства, мне не нужен роскошный дом, бедность меня вполне устроит. Бедность для меня не будет бедностью, если ты мне дашь вот эту милость: позволишь увидеть сына и мужа, а потом – хоть умереть!» От таких мыслей сердце женщины потонуло в безысходных страданиях. Она была очень разумной и скромной женщиной. Она понимала, что если будет сильно предаваться горю, то страдания передадутся ее дочерям. Поэтому она взяла себя в руки. На рассвете в доме опять заиграл оркестр. А эта мелодия имеет одно свойство: привлекая ум человека, она в чистое, но огорченное сердце вливает целый поток усиливающих страдание чувств, поэтому от этой музыки сердце женщины переполнилось еще более сильными страданиями. Тут в дом пришел один рыбак, предлагая на продажу пойманную рыбу. От него удалось узнать, что недалеко от Байдьябата во время бури терпело бедствие одно судно, и, по словам людей, оно все-таки затонуло. На нем плыли один полный солидный мужчина, какой-то мусульманин и подросток, ну, и также, еще несколько человек. Это известие подействовало на всех, как удар молнии. Музыка сразу стихла, и отовсюду послышался плач.





"Баловень богатого дома" Пьяричанд Митра

На главную

©Copyright: Шурыгин Олег(shu127@yandex.ru)



Рейтинг@Mail.ru


Хостинг от uCoz